Руководитель Росгидромета рассказал о масштабных изменениях климата Арктики и предстоящих проектах по освоению макрорегиона

Руководитель Росгидромета Максим Яковенко на форуме "Арктика: настоящее и будущее" в Санкт-Петербурге 6 декабря дал интервью информационному агентству ТАСС в его выездной студии.

Росгидромет приступил к проекту строительства нового экспедиционного судна

Росгидромет начал работу над проектом по строительству нового экспедиционного судна взамен легендарного "Махаила Сомова", необходимые средства оцениваются примерно в 15 млрд рублей. Об этом сообщил ТАСС в кулуарах проходящего в Санкт-Петербурге Форума "Арктика: Настоящее и будущее" руководитель Росгидромета Максим Яковенко.

"Объявляем новый проект, ведем работы по получению финансирования на строительство нового судна, которое сможет и снабжать станции, и проводить исследования. Аванпроект уже есть, около 15 млрд рублей надо", - сказал он.

Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомова" было построено в 1975 году. Участвовало в многочисленных экспедициях, несколько раз попадало в ледовый плен и дрейфовало по несколько месяцев. С 2000 года принадлежит гидрометеорологической службе России, выполняет рейсы для снабжения научных станций и других объектов, проводит научные исследования в морях и океанах.

По словам Яковенко, судно требует замены из-за возраста. По его словам, работа над тем, чтобы заложить необходимые на строительство средства в бюджет, может занять около трех лет. Столько же нужно на строительство.

Сейчас у Росгидромета имеется всего 11 экспедиционных судов неограниченного района плавания. Два из них работают в Антарктиде, три - на Севморпути, четыре - на Дальнем Востоке, одно - в Финском заливе. "Михаил Сомов" является самым крупным из них, его длина составляет более 130 м, водоизмещение - свыше 14 тыс. т.

Росгидромет намерен запускать спутники для метеомониторинга Арктики

Метеорологический мониторинг Арктики будет осуществляться с помощью спутников, соответствующий проект разрабатывает Росгидромет. "Ищем варианты запуска малых спутников для Арктики, которые бы освещали арктическую зону. Именно спутники дают 80 % всей информации", - сказал он.

В частности, по словам Яковенко, только с помощью спутниковых данных можно оценить толщину льда в Арктике, что необходимо, в частности, для судоходства. При этом сейчас Россия не имеет доступа к информации с высокоточных зарубежных спутников. "Сейчас получаем информацию с иностранных спутников, но она низкого разрешения, лед не видим. Высокое разрешение есть у нескольких спутников, но для России недоступна информация от них", - сказал глава ведомства.

Как отметил Яковенко, по Федеральной космической программе Роскосмос должен был запустить первый метеорологический спутник в 2017 году, второй - в 2019, однако программа осуществлена не была. Восполнить пробел Росгидромет планирует запуском малых спутников. "В советское время запускали метеорологические ракеты, по 900 в год, три полигона осталось, ракеты способны до 15 кг нагрузки выводить на орбиту до 300 км. Попытаемся малыми спутниками, которые живут год-полтора, закрыть имеющийся пробел", - сказал Яковенко.

По словам Яковенко, на это нужно меньше средств, чем предусматривала программа Роскосмоса. Интерес к спутникам уже высказали ряд крупных российских компаний в сфере связи, которые могут стать партнерами проекта.

Буи-метеостанции

Также Росгидромет начал проект по созданию сети плавающих буев-метеостанций. "Надо постоянно иметь 100-150. Мы ведем переговоры по их созданию", - сказал глава ведомства.
По словам Яковенко, такие плавающие метеостанции измеряют характеристики моря - температуру, соленость, прозрачность. Это в том числе необходимо для судоходства. Однако сейчас своих плавающих буев в России нет. Росгидромет сезонно участвует в использовании таких буев с иностранными партнерами, но для качественного мониторинга этого недостаточно.

По его словам, стоимость одного такого буя с метеостанцией может достигать $3 млн. Проект планируется осуществлять на основе государственно-частного партнерства. Метеорологическая информация для судовладельцев является платной, поэтому компании могут быть заинтересованы в участии в создании сети таких станций, чтобы потом более дешево получать данные с них. Производителей оборудования Росгидромет намерен найти среди отечественных компаний.

Система гидрометеорологического обслуживания Севморпути

Росгидромет в начале 2019 года представит новую систему гидрометеорологического обслуживания Северного морского пути. "Росгидромет уже запустил у себя программу, которую мы в начале следующего года представим - это гидрометеорологическое обслуживание Северного морского пути. Наша задача - современное обслуживание от Мурманска для Владивостока", - сказал он.

Как Яковенко пояснил ТАСС, создание такой системы основывается на потребности транспортных компаний по гидрометеорологическому обеспечению и включает в себя переоснащение наблюдательной сети.

Северный морской путь - главная морская коммуникация в российской Арктике. Ранее в Минтрансе России заявляли, что грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз, до 65 млн. т в год.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения - около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, для сравнения через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км.

Ледостойкая платформа "Северный полюс" отправится в первый рейс в 2021 году

В 2013 году было принято решение о создании платформы, которую можно вводить в район полюса и несколько лет дрейфовать во льдах. В прошлом году Росгидромет стал заказчиком проекта, строительство решено было вести на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге, на это было выделено 7 млрд рублей. На платформе можно будет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования.

"В 2021 году начнем работать - загоним на Северный полюс, оттуда [ледостойкая платформа "Северный полюс"] к Шпицбергену будет дрейфовать", - сказал он.

Платформе предстоит взять на себя функции дрейфующий научных станций "Северный полюс", которые проводились ежегодно с 1930-х годов по 2010 год. После в связи с таянием льдов создание дрейфующих станций на льдинах стало невозможным. "Нужны льдины 2 м толщиной, находили максимум 1,3, потом станции приходилось эвакуировать", - пояснил Яковенко.
По данным Яковенко, 13 декабря Ромгидромет будет принимать подготовленную проектно-конструкторскую документацию по платформе, в конце декабря начнется раскрой корпуса, в 2019 году - строительство, которое планируется закончить в 2020 году. Платформа "Северный полюс" будет иметь автономность около двух лет и срок службы не менее 25 лет. Она сможет передвигаться во льдах без помощи ледокола и нести борту тяжелый вертолет Ми-8.

Росгидромет восстановит сеть наблюдательных станций в Арктике к 2024 году

"До 24 года планируем восстановить сеть, 40 станций, на побережье и островах", - сказал он. По словам Яковенко, эта сеть по масштабам приблизится к той, которая существовала в советское время. Однако принцип ее работы будет другим. Многие станции будут автоматическими, тогда как раньше требовалось присутствие сотрудников.

По словам главы ведомства, это связано с экономическими причинами. Обслуживание станции с сотрудниками обходится в 70 млн рублей в год, тогда как для обслуживания автоматической станции требуется 10 млн рублей. "Автоматические станции будут раз в полгода обслуживаться", - сказал он.

Сеть станций позволит получать подробные метеорологические данные, которые позволят лучше прогнозировать погоду, обеспечивая безопасность объектов и судоходства в Арктической зоне.

Росгидромет: из-за потепления число опасных природных явлений в Арктике выросло в 2,5 раза

"Результаты потепления - увеличение опасных природных явлений, таких как ураганы, град и так далее. Было около 400, сейчас под 1000 в год, потому что Арктика - кухня погоды, влияет на все", - сказал Яковенко.

По данным мониторинга, за последние 20 лет средние темпы потепления на планете составили 0,17 градуса в год, в Арктике - 0,9 градуса.

Другой опасностью потепления является оттаивание вечной мерзлоты. В первую очередь это угрожает инфраструктуре - зданиям, дорогам, трубопроводам и другим объектам. Кроме того, возможна биологическая угроза, например, распространение опасных заболеваний, таких как сибирская язва, из-за оттаивания старых могильников.

План адаптации к потеплению климата разработают в России в первой половине 2019 года

"Есть поручение правительства разработать план адаптации к изменениям климата, в следующем году в первой половине года надо принимать", - сказал он.

Речь идет о мерах, которые позволят избежать негативных последствий потепления в экономике, промышленности и других сферах. В частности, потепление влияет на состояние льдов в Арктике и судоходство, возможности которого расширяются из-за таяния льдов. Негативной стороной потепления является оттаивание вечной мерзлоты, что влияет на расположенные там объекты инфраструктуры.

Как отметил Яковенко, система климатического мониторинга в стране развивается, есть информационные модели, которые собирают и анализируют данные, делает прогнозы. Сейчас идет работа по увеличению вычислительных мощностей, в ноябре был запущен новый суперкомпьютер, который вместе с суперкомпьютером "Ломоносов" являются самыми мощными в Восточной Европе.

Пресс-служба Примгидромета, по материалам ТАСС и сайта Гидрометцентра России